Фокусировка

Вернемся все же к тому, как добиться резкости — ведь в большинстве случаев она, как мы выяснили, нужна; более того, необходима.Что требуется для достижения оптимальной резкости?
- Фотограф должен правильно задать фокусное расстояние съемки (или правильно выбрать оптимальный режим работы автофокуса).
- В момент получения снимка камера должна быть неподвижна — это критически важное условие. Любое, даже незначительное колебание аппарата при срабатывании затвора приводит к ухудшению резкости получаемого снимка.
- Третье условие — неподвижность самого объекта (точнее, его нахождение в границах зоны глубины резкости).
- Четвертое — отсутствие в кадре не предусмотренного фотографом быстрого движения — чихания, моргания, почесывания… Объект в целом при этом останется резким и будет зафиксирован хорошо, а вот качнувшаяся прядь волос или двинувшаяся рука отобразится мутным пятном или даже в виде нескольких пятен фантомов. (Этот эффект можно использовать для передачи движения в кадре — как художественный прием.)
- И пятое — чистота оптической системы. При загрязнении или механическом повреждении передней линзы объектива, а также при попадании пыли между линзами, прозрачность оптической системы заметно уменьшается. Первое условие является наиболее важным, поэтому остановимся на нем подробнее. Ни для кого не секрет, что одновременно мы не можем видеть резко, например, и сетку забора, находящуюся в десятке сантиметров от наших глаз, и дерево за этой сеткой, удаленное на несколько десятков метров. Глаз фокусируется на каком то одном предмете, а другой, оказавшийся не в фокусе, расплывается и внимания практически не отвлекает. Обычно мы забываем про эту особенность своего зрения, так как наш внутренний автофокус быстро и практически незаметно для сознания наводится на интересующий объект. Если мы переключим внимание на другой объект, то глаз за долю секунды соответствующим образом перефокусируется, и тогда, возможно, расплывется и станет нерезким объект, на который мы смотрели секунду назад… но нас это уже не будет волновать.
При фотосъемке фотограф должен выбрать, на какой предмет нужно наводить фокус, а резкостью каких предметов можно пожертвовать. В ряде случаев резкостью многих предметов, находящихся в кадре, пожертвовать нужно, дабы они не отвлекали от созерцания основных объектов, создающих композицию.
В большинстве случаев для фотолюбителя процесс наводки на резкость сводится к общению с автоматикой камеры. Все современные камеры снабжены системами автоматической фокусировки, которые прошли длительный путь развития и выполняют наводку очень быстро и точно. Но помните: автофокус не всемогущ — существует масса ситуаций, когда он оказывается не в состоянии произвести фокусировку, или наводится, но не туда… В ряде случаев автоматике нужна помощь фотографа.