Инструменты цифрового фотографа

Какие же приспособления для фиксации продуманной и выстроенной композиции имеет цифровая фотокамера? Какие инструменты есть у фотографа, какие изобразительные возможности они открывают и какие ограничения накладывают на творчество фотолюбителя? Основных инструментов не так уж много — всего три: освещение, экспозиция и резкость. Применение каждого из этих средств имеет свои особенности в ручном и автоматическом режиме настройки камеры. А процедура управления ими зависит от используемой вами модели аппарата. Ограниченный объем этой книги не дает нам возможности останавливаться на деталях реализации тех или иных функций в конкретных моделях камер. За этой информацией мы будем отсылать вас, уважаемый читатель, к руководству пользователя вашего фотоаппарата, указывая распространенное в сетевом сленге сокращение RTFM (мы используем такую его расшифровку: ReadT his Рте Мапиа1 — «Читайте это замечательное руководство»).

Освещение

Освещение по отношению к камере и фотографу является фактором внешним, но оно — основа фотографии: все это направление визуального искусства (как в пленочном, так и в цифровом воплощении) базируется на формировании изображения с помощью света. Освещение как рабочий инструмент фотографа необходимо рассматривать сразу с нескольких позиций. Во первых, направление и сила естественного света оказывают огромное влияние на внешний вид объектов съемки, поэтому при построении композиции нужно обязательно учитывать ее освещенность. Во вторых, в зависимости от специфики освещения необходимо настраивать параметры камеры (чувствительность матрицы, баланс белого и, конечно же, экспопараметры). И, в третьих, фотограф любитель в состоянии изменить освещение объекта, для чего может быть применена вспышка (как встроенная, так и внешняя), а также подручные средства.

Свет и его влияние на процесс и результат съемки

Объекты являются видимыми только потому, что они отражают свет. Отраженный свет создает изображение на сенсоре камеры (так же, как и на сетчатке наших глаз). Создаваемое изображение напрямую зависит как от способности поверхности объекта отражать свет, так и от параметров самого света, падающего на объект, о чем часто забывают.

Освещение бывает естественным (прямые, рассеянные или отраженные солнечные лучи) и искусственным (от всех прочих источников света: огня, электрических светильников, фотовспышек и т. д.).