Сюжетные программы

Каждая современна камера имеет набор предустановок, оптимизированных для съемки наиболее часто встречающихся сюжетов. Эти наборы называют сюжетными программами или творческими режимами. В большинстве случаев производители фотоаппаратов, ориентированных на любителей, рассматривают полуавтоматические режимы (если, конеч¬но, таковые в камере реализованы), а также «зеленый» (полностью авто¬матический) режим как варианты сюжетных программ.
Количество сюжетных программ — а оно может исчисляться десятками! — зависит от модели камеры. Наиболее часто используемые — обычно это «Портрет», «Пейзаж», «Спорт» — как правило, могут быть выбраны аппаратным переключателем, расположенным на корпусе камеры. Остальные, потребность в которых заметно ниже, обычно активируются через меню. Использование меню снижает оперативность выбора программ, но в данном случае такой подход оправдан: за счет отселения в глубины меню редко используемых программ — таких как «Пляж», «Свечи», «Подводная съемка» и т. д. — актуальные творческие режимы переключать гораздо удобнее. В миниатюрных камерах сюжетные режимы могут устанавливаться только из меню, так как на компактном корпусе попросту недостаточно места для аппаратных переключателей. Какие именно сюжетные программы реализованы в вашей камере и как выбирать соответствующие режимы — RTFM!
Почему то принято считать, что в наборе предустановок, объединенных в сюжетную программу, заданы только правила вычисления экспопараметров. Например, в сюжетной программе «Портрет», где требуется небольшая глубина резкости, по идее должен быть задан режим приоритета диафрагмы, причем сама диафрагма при этом должна быть максимально раскрыта. В режиме «Спорт», где требуется «заморозка» движения и, соответственно, большая выдержка, должен задаваться режим с приоритетом выдержки. «Пейзаж» требует максимальной глубины резкости, поэтому приоритет должен быть отдан диафрагме, и диафрагмирование требуется максимальное. Однако не все так просто: в современных камерах сюжетные программы включают массу дополнительных настроек. Например, при использовании программы «Пейзаж» вспышку следует отключить, так как удаленные объекты она все равно не подсветит (а раз так, зачем тратить энергию батарей?), а баланс белого выставить в положение «Дневной свет». Программа «Свечи» также должна отключить вспышку (использование мощного светового импульса разрушит интимную атмосферу кадра), но баланс белого выставить для свечного освещения, а также максимально повысить значение чувствительности — иначе камера попросту не сможет сделать снимок в условиях низкого внешнего освещения. Как видно, в сюжетных программах задействованы самые разные настройки!